В феврале исполняется 175 лет со дня рождения русского книгоиздателя, предпринимателя и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина. Сто лет назад вся страна читала его книги, листала календари, с гордостью ставила на полку собрания сочинений.

В своих воспоминаниях он писал: «Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания… Мечта моя — чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу». Отныне книги сытинского издания вошли в каждый бедный дом. Дети могли читать сказки, взрослые -классику, главное, научиться читать.
Ивана Сытина называли «королем издательского дела». Сам он был из «пррстых». Его отец служил деревенским писарем. Юноша не получил образования, окончил три класса начальной школы. Затем его «отдали в люди» в книжную лавку московского букиниста.
Иван женился, взяв в жены дочь купца. Приданое и, взятые три тысячи в долг, позволили открыть литографическую мастерскую. Правда, он не мало постранствовал по России, начиная торговать лубочными картинками, так как не все могли читать серьезную литературу.
У Сытина оказалась деловая сметка, дела пошли в гору. Он вернул долг, купил дом, учредил «Товарищество И.Д.Сытина и К», открыл магазины.
Иван Дмитриевич догадался выпустить красочный «Всеобщий календарь». Один день - один лист с полезными советами и недорого. Так началась просветительская миссия Ивана Сытина -издавать недорогие книги для бедных. Дело окупалось большими тиражами. Народ имел полезную книгу, взамен пьянства и карточной игры.

Он придумал журнал «Вокруг света», который никуда не делся и в 21 веке. А еще приобрел газету «Русское слово», сподвигнутый Чеховым. «Вначале я, как умел, отшучивался. Но Чехов был так настойчив и так соблазнительно рисовал передо мной широкие газетные перспективы, что в конце концов он не только убедил, но положительно зажег меня».

В 1917 году Сытин лишился своего дела. Его даже посадили в тюрьму, но вскоре выпустили, предложив возглавить тюремную типографию. Он вовремя пробился к Ленину и сумел убедить того, что полезен Советской власти.
Народный издатель получил квартиру, персональную пенсию, на Западе представлял советское полиграфическое дело.
Иван Дмитриевич прожил 83 года и был с почестями похоронен на Введенском кладбище. Современники его называли «министром просвещения, русским самородком».
Л. И. Ротнер
главный библиотекарь НРБ














