Читальный зал Николаевской районной библиотеки предлагает ознакомиться с книгами о жизни и творчестве выдающегося русского художника - Михаила Врубеля, которому 17 марта исполняется 165 лет со дня рождения.
Книги Суздалева П. К. «Врубель»; «Врубель и Лермонтов»; Ракитина Р «Михаил Врубель»; Сарабьянова Д.В. «Врубель»; «Михаил Врубель. Живопись. Графика. Книжная иллюстрация. Декоративно – прикладное искусство. Скульптура. Театрально – декорационное искусство»; «Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике» позволят проследить путь развития личности и его творческого духа.
Будущий художник Михаил Врубель родился в Омске в семье штабс – капитана Тенгинского пехотного полка. Рано лишился матери, от которой унаследовал пылкость характера. Очаровывался музыкой, любил театрализованные игры с переодеваниями. В нем рано проснулось воображение, фантазия была неисчерпаема. У юноши была феноменальная зрительная память . В девять лет он воспроизвел копию фрески Микеланджело «Страшный суд». Отец пригласил для мальчика частного учителя рисования.
Иногда его романтическая натура требовала уединения. Служба отца позволила мальчику увидеть широту мира: от Урала до Петербурга. В зрелом возрасте художник много путешествовал по Италии, Франции, Греции.
Юноша получил разностороннее образование. Учился в гимназии, Петербургском университете на юридическом факультете , в Академии художеств. Денег постоянно не хватало, приходилось наниматься репетитором. Он очень быстро становился другом семьи. Вместе с учениками и их родителями часто бывал на балах и приемах.
Его любимыми писателями были Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский. Увлекался геологией, учил латынь, чтобы читать античных писателей в оригинале. Мещанство, во всех его проявлениях, ненавидел. Михаил мечтал о признании, в нем зрело честолюбие будущего художника. Не лишен был высокомерия, любил нравиться людям, был самолюбив.
Врубель пробовал себя в разных жанрах. Много работал для прикладного искусства и иллюстрации. Реставрировал древний храм Кирилловского монастыря под Киевом, писал иконостас в византийском стиле, по заказу писал иконы. Картины с изображением Христа и богоматери были написаны нетрадиционно, поэтому живописец не мог рассчитывать на их продажу.
Врубель чувствовал в себе дар художника – пророка, это давало ему силу сносить гонения, критику, нищету и неустроенность. Отец тоже не верил в мастерство сына. Был потрясен его бедностью и писал: «С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Вся меблировка - два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья. В кармане всего 5 копеек. Больно, горько до слез… Ведь столько блестящих надежд. Ведь уже 30 лет. И что же?»
Благодаря знакомству с щедрым меценатом Саввой Мамонтовым, его жизнь изменилась в лучшую сторону. Не без помощи Мамонтова, заказы следовали один за другим. Он некоторое время зажил обеспеченно.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Художник отошел от конкретного лица, лик царевны возник в его воображении. Картина поступила в Третьяковскую галерею в 1910 году. После этой картины невозможно представить себе другой облик царевны. Это был любимая картина Александра Блока. Искусствовед Н. Дмитриева так характеризует картину: «В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор».
Во всей его натуре была душевная хрупкость и неустойчивость. Не случайно, иллюстрируя сочинения Лермонтова, многие узнавали в Печорине автопортрет Врубеля. Черты художника проступали и в изображении Гамлета. Очень рано Врубель начал разрабатывать тему «демонианы». В нем самом ничего демонического не было: ни в наружности, ни в характере. Но художник пытался постигнуть образ Демона. Чувствовал, что эта тема сделает его знаменитым.
Он работал над Демоном очень долго. Сроднился с ним как со своим двойником, вел с ним мысленный диалог. Очень хотел отчетливо увидеть черты его лица, фигуру, одежду. Однажды это ему удалось. Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло – задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката. Он постоянно переписывал свое полотно, изменял облик Демона и колорит картины. Картина поправлялась даже, находясь на выставках в Москве и Петербурге. А. Бенуа оставил свои впечатления: «…в этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. Модель коварно переменила лик свой, спутав воображение мастера и натолкнув его на совершенно иное…». В «Демоне» Врубель пытался изобразить скорбь мира и нерастраченный жар юности. А некоторые художники требовали анатомически правильного изображения тела. Врубеля это бесило и убивало. Вместо души они хотели мелочного, будничного, величавого образа. После «Сидящего Демона» художник сосредоточился на создании самого монументального своего полотна «Поверженного Демона».
Когда Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу, и слухи о болезни распространились, в картине увидели трагедию самого художника. Поэты Блок и Брюсов написали стихи на эту тему. На похоронах Врубеля Блок сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник; весть его о том, что в сине – лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы наших времен: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».
Врубель был одним из творцов русского модерна. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Он соединил искусство и мастерство.
Сегодня его считают гением, которому дано было увидеть то, что другим недоступно.
Ротнер Л.И., главный библиотекарь НРБ