У советской писательницы Веры Пановой сложилась счастливая писательская судьба. Ее произведения печатались в журналах, издавались книги и собрания сочинений, пьесы ставились на сценах театров. Она была трижды лауреатом сталинских премий. Читатели 20 века любят перечитывать: «Спутники»; «Сережа»; «Кружилиха»; «Времена года».
После повести «Сережа» Корней Чуковский написал автору «…Вы написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя. Не сомневаюсь, что ее переведут на все языки. Дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем в повести поставлен шестилетний ребенок, но и в том, что сама эта повесть гармонична …»
Фильмы «Сережа», завоевавший главную премию «Хрустальный глобус», и «На всю оставшуюся жизнь» с удовольствием пересматриваются и не устаревают. По ним молодежь представляет себе 20 век. Всего у писательницы экранизировано более 12 произведений.
Вера Панова родилась в 1905 году в семье разорившегося купца. Отца она потеряла в пятилетнем возрасте. Мать, преподававшая музыку, устроилась в аптекарскую контору. Гимназию девочка не окончила из-за нехватки денег и Гражданской войны. Всегда называла себя самоучкой. Матери помогала с 15 лет – занималась репетиторством. А с семнадцати лет начала писать фельетоны и очерки, становясь профессиональным журналистом. Знала Горького, Маяковского, Бабеля, Хлебникова, которые приезжали в Ростов.
Бориса Вахтина, поэта и мужа, расстреляли в 1937 году, и бедная женщина с детьми бежала на Украину. Вера напишет: «“Я не знаю, где твоя могила. Я не знаю, как ты кончил свои дни — сам ли себя убил или тебя убили, или унесла тебя болезнь. Но если труба вострубит, мы ее услышим оба, мы встанем и пойдем друг к другу”.
Вере Пановой, как жене врага народа, запретили жить в Москве и Ленинграде. Она поселилась в Пушкине под Ленинградом, где ее застала война. Ей приходилось спасаться бегством от разных бед, часто переезжать с семьей, но она сохранила островки счастья: любовь, поэтические увлечения 20 годов, интересных людей.
Писательница старалась отвести от себя озлобленность и неприятие мира. “Сколько добрых людей я вижу, оглядываясь назад, и никакие житейские беды и разочарования не могут заслонить этих людей”. Ей много помогали, когда негде было жить, давали еду, работу. Не материальные блага, а человеческая доброта и участие делали ее сильной.
Она писала свои книги по ночам, на кухне, после дневных трудов и забот. Не могла отказаться от дара, который чувствовала в себе. После повести «Евдокия» об эвакуированных детях, живших в детских домах без родителей, некоторые семьи взяли на воспитание ребенка.
Писательница черпала силы, вспоминая свою семью – типичную чеховскую интеллигенцию. «Может быть, потому мне так рано стал доступен Чехов, что я вырастала в той же среде, что и он, в тех же нравах и заботах, — в частности, до чего мне были понятны его слова, что он всю жизнь по капле выжимал из себя раба. Я тоже выжимала всю жизнь, — боюсь, так и не выжала…”
В послевоенные годы к Пановой пришел успех. Она стала членом Союза писателей в 1946 году. Вернулась в Ленинград. Всего Панова написала 6 романов, 6 повестей, 12 пьес и 10 сценариев.
Последнюю книгу она писала уже больная, прикованная инсультом к постели. Эти воспоминания «Мое и только мое»- Вера надиктовывала. В памяти всплывали запахи, звуки, минувшие события. Книга вышла в свет после смерти Веры Пановой в 1975 году. Ее девизом были слова: «Я просто считаю -если что – то делать в жизни, так делать без дураков, всерьез, иначе скучно».
Л. И. Ротнер
Главный библиотекарь НРБ