"Обязанность быть человеком" (к 100-летию со дня рождения Григория Бакланова)

11 сентября  советскому военному писателю Григорию Яковлевичу Бакланову исполнилось бы 100 лет со дня рождения. 

Григорий Бакланов

Он не сразу почувствовал свое предназначение. В детстве хотел быть дворником:  «Машин тогда было мало, на нашей тихой улице  проносились извозчики в легких саночках, покрикивая: «Ей, ей!» Все живое кидалось прочь, давая дорогу, и только дворники широко махали метлами посреди мостовой..»

Потом он захотел быть ломовым извозчиком: «они ехали по булыжнику с базара и огромные битюги в оглоблях ступали впереди телег своими мохнатыми ногами. Мне тоже хотелось сидеть вот так в телеге, в брезентовом фартуке и сапогах, подергивать ременными вожжами: «Нно- о!»

В 11 лет в его жизнь вошли челюскинцы. Появилась мечта - стать полярным летчиком. Затем, чередой  поманили  другие романтические профессии - хирург и геолог.

 « Но с ранних лет, с первых  прочитанных книг я с безмерным, можно сказать, суеверным почтением относился к  самому слову « писатель». Представить себе живого писателя было для меня, видимо, то же, что встретить на улице живого Гоголя».

Родители будущего  писателя умерли рано, и он воспитывался в семье дяди. Никаким  писательством в доме не пахло. Но любовь к чтению была  у отца и старшего брата. Он погиб  в октябре 1941 года в страшной битве под Москвой.

Григория призвали на фронт позже, он стал артиллеристом. Ему суждено было пройти всю войну, исключая самые тяжкие первые месяцы.  И раненным быть, и контуженным и все - таки остаться в живых. И стать ЛЕТОПИСЦЕМ Великой Отечественной войны. Первый рассказ он написал после войны, когда их часть стояла в Болгарии. Честно признался, что  вещь получилась беспомощной.

Вернувшись в Москву, потребность писать  никуда не исчезла. В двадцать два года юноша подал документы в Литературный институт, представив  рассказ и главы из первого романа. Его приняли! Руководителем семинара был тонкий писатель и стилист Константин Паустовский. Так Григорий Бакланов вошел в большую литературу и поделился своим видением войны с читателями.

Бакланов Пядь Земли Бакланов Я не был убит Бакланов избранное

Повесть «Пядь земли» была написана через четырнадцать лет после окончания войны. Автор  взял эпиграфом слова Юлиуса Фучика: «…Не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю».

В 1964 году Бакланов написал свой первый роман  «Июль 1941 года», в котором  рассказал о событиях начала войны. Он сразу принес  ему известность. Писался очень трудно по многим причинам. Перенаселенная коммуналка, отсутствие денег, а главное -  не было своего писательского  стола. Так по чужим комнатам, кухням и общежитиям  скитался писатель, пока не одолел роман.  Через полтора года он был написан.

Бакланов книги

«Навеки - девятнадцатилетние» - писатель создал  в тридцать пятую годовщину Победы.  Название навеяно строкой «На веки веков восемнадцатилетний» из поэмы Павла Антокольского «Сын». Поэму поэт посвятил сыну, погибшему на войне.

Сколько их,  восемнадцатилетних и двадцатилетних,  осталось на полях сражений!  Григорий Бакланов  помнил и своего брата и тех друзей по оружию, которым не повезло увидеть мирную жизнь. Не только писательский жар, но и чувство долга и даже  вины вновь и вновь  заставляли его браться за военную тему. Писатель помнил слова Твардовского и очень ими дорожил:

Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

Ротнер Л.И.,
главный библиотекарь читального зала

Добавить комментарий
Внимание: все комментарии перед публикацией на сайте проходят предварительную модерацию.