Читальный зал Николаевской районной библиотеки предлагает познакомиться с жизнью и творчеством поэта серебряного века – Владислава Ходасевича, которому 28 мая 2021 г. исполняется 135 лет со дня рождения.
Я, я, я! Что за дикое слово!
Неужели вон тот - это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Этот стихотворный портрет поэт дал себе сам. Современники придерживались того же мнения. Марина Цветаева написала: «Ходасевич вовсе и не человек, а маленький бесенок, змеёныш, удавёныш. Он остро - зол и мелко - зол, он — оса, или ланцет, вообще что-то насекомо-медицинское, маленькая отрава».
Николай Чуковский, сын Корнея Ивановича писал: «Он был маленький хилый человечек невзрачного вида. Я уже говорил, что на лбу у него была непреходящая экзема, которую он скрывал под челкой черных волос. Он был близорук и носил пенсне. Маленькое желтоватое личико его все время брезгливо морщилось. Глядя на него, я всегда вспоминал фразу, которую сказал Бунин об одном из своих героев: «Он был самолюбив, как все люди маленького роста». Не знаю, все ли люди маленького роста самолюбивы, но Ходасевич был болезненно и раздражительно самолюбив».
Владислав Ходасевич родился в Москве в 1886 году, в семье фотографа. Он был крещен в католической церкви. Любил Державина, Пушкина, Баратынского.
Стихами спасался в минуту душевных мук. «Русская поэзия навсегда перестала быть всего лишь художественным творчеством. Она сделалась высшим духовным подвигом, единственным делом всей жизни….Она стоит на крови и пророчестве.»
Стихи вошли в его жизнь с шести лет. Шестилетним ребенком подошел на даче к поэту Майкову и прочитал ему его стихотворение «Мой сад с каждым днем увядает». Учился в московской классической гимназии . Юридический и историко -филологический факультеты университета он так и не окончил.
Выпустил два поэтических сборника «Молодость», «Счастливый домик». Особого впечатления они не произвели. К поэту пришла известность в 1900 – 1910 годах. Ходасевич был чрезвычайно требователен к себе. Стихотворение «Ручей» он писал восемь лет! Считал, что стихотворение не вымучивают, оно само вытекает из – под пера. Ходасевич пережил много горестного, прежде чем стихи приобрели весомость. Перенес много невзгод: лечился от туберкулеза позвоночника, пережил революцию, время холодной и голодной зимы 1919 года, впоследствии вспоминавшейся клокочущим на печи чайником . Именно тогда вышел третий сборник «Путем зерна». Он сделал поэта известным.
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход.
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя свозь этот год.
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.
В Париже он проявил себя не только как поэт, но и замечательный критик, автор мемуарной прозы. Годы эмиграции – это смена европейских городов: Прага, Венеция, Рим, Турин, Париж, Лондон, Неаполь, Сорренто. Пребывать в них бедным горестно и печально. В советской печати поэта ругают. Возврат в Россию не возможен. Ходасевич нищ. Денег хватает только на еду. Стихи этого периода мрачны. Мир страшен.
Владимиру Набокову нравится поэзия Ходасевича, хотя он понимает, что она не для всех. Владимир Вейдле тоже защищает поэта: «Утверждали, что у него был «тяжелый характер». Больше того: называли его злым, нетерпимым, мстительным. Свидетельствую: был он добр, хоть и не добродушен, и жалостлив, едва ли не свыше меры. Тяжелого ничего в нем не было; характер его был не тяжел, а труден, труден для него самого, еще больше, чем для других».
Болезни мучают Ходасевича: легкие в рубцах, фурункулез, экзема. Ко всему этому, он почти со всеми в ссоре. В одиночестве он уходит в прозу. Пишет книгу «Державин». Прекрасную, яркую, запоминающую. Ее с наслаждением читают и сегодня. Поэт все знает о другом поэте.
Ходасевич – человек без кожи. Его все раздражает: громкость радиоприемника ночью, запах жареной рыбы из чужого окна. Он боится грозы, толпы, пожара, землетрясения. Литературная поденщина изводит. Поэт распростился с мыслью написать новую биографическую книгу о своем кумире Пушкине. Всего две первые главы остались от этой книги.
Осталось одно – доживать. Хотя вышла книга мемуарной прозы «Некрополь». Книга с четко изображенными персонажами и точным языком. Ходасевич никак не мог взлететь. Ему не хватило ни энергии, ни музыки в стихе, ни волшебства в слове. Не случайно мнения о нем так разноречивы. 14 июня 1939 года Ходасевич умер. Был похоронен в предместье Парижа на кладбище Булонь – Бьянкур.
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь -
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи...
Сам затерял - теперь ищи...
Бог знает, что себе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.
Ротнер Л. И., главный библиотекарь читального зала