Маяк XIX века с линзами из Парижа

Да, есть такой и находится он в Советской Гавани Хабаровского края. В 2022 году маяку «Красный партизан», раньше он назывался «Николаевский», «Императорский», исполняется 125 лет. Маяк включен в список объектов культурного наследия России.

В шестидесятых годах 19 века на побережье Дальнего Востока планировалось построить пять маяков. Но финансы выделили на строительство только одного маяка - 115 тысяч рублей. В связи с этим управляющий Морским министерством адмирал Н. М. Чихачёв 30 декабря 1894 года принял решение о строительстве маяка на мысе св. Николая с целью «быть исключительно опознавательным пунктом для мимо идущих судов на Сахалин, в Николаевск и обратно». Возведением маяка руководил инженер-подполковник К. И. Леопольд, который предложил использовать для строительства маяка местный строительный материал — гранитные блоки, что значительно удешевило строительство. Маяк строили до 300 рабочих разных национальностей, населявших Дальний Восток России, а также ссыльные.

Маяк «Красный партизан» изначально назывался «Императорским». И 14 июля 1897 года (по старому стилю) маяк вступил в строй и был передан в ведение Дирекции маяков и лоции Дальневосточных морей.

Техническое оснащение маяка соответствовало последнему слову техники XIX века: хрустальные линзы, заказанные в Париже, обеспечивали силу света в 15000 свечей. Фонарное сооружение, как и светооптический аппарат маяка, изготовлен в Париже фирмой «Барбье – Бенард» в 1895 году из цветных, стойких к коррозии металлов. Поэтому, в отличии от отечественных фонарных сооружений послевоенного изготовления из чёрных металлов в соответствии с решениями партии и правительства об экономии цветных металлов, все изготовленные в Великобритании и Франции и закупленные до Революции фонарные сооружения находятся в эксплуатации до сих пор - более 100 лет. Проблесковый характер огня маяка создавался вращением линзы вокруг её вертикальной оси с помощью вращательного (раньше ещё называли «коловоротного») механизма – наподобие часов – ходиков. Этот механизм на маяке приводился в движение с помощью чугунного груза весом 200 кг, подвешенного на тросе диаметром 10 мм и длиной 32 м. Маячники ежедневно поднимали этот груз ручной лебёдкой в исходное верхнее положение. В настоящее время эти линзы по-прежнему работают, проблесковый белый свет маяка виден на расстоянии в 23 морские мили. 

 Маяк был оборудован пневматической сиреной, а на случай, если она неисправна, предусмотрели колокол с будкой для служителя и артиллерийское орудие. Кстати, колокол высотой 1150 миллиметров, с диаметром основания 1035 миллиметров и весом 42 пуда 14 фунтов (694 килограмма) изготовили в Ярославле на «Литейном заводе товарищества П. И. Оловянинников и сыновья». Он находился на маяке с момента постройки. После упразднения в 1986 году колокол было решено оставить на маяке в качестве исторической реликвии.

На маяке трудились вольнонаемный смотритель, состоявший на государственной службе, и команда из нижних чинов Сибирского флотского экипажа в количестве от 9 до 12 человек. Машинисты следили за состоянием пневматической сирены. Первым смотрителем маяка до 1901 года включительно был знаменитый Рафаил Шульганович - бывший одесский мещанин, посвятивший свою жизнь служению маячному делу на Дальнем Востоке.

Маяк не работал в 1904 и 1905 году во время русско-японской войны. В это время личный состав под руководством смотрителя выполнял ремонтные работы. Маяк вновь заработал 1 апреля 1906 года и функционировал до 31 декабря.

В 1919 году возле маяка произошёл бой между партизанами из отряда, костяк которого составили маячники, и карателями-белогвардейцами. Уйти от карателей удалось только вахтеписцу. Остальные служащие маяка были захвачены в плен, после чего доставлены в бухту Маячную, где их расстреляли вместе с другими партизанами отряда и жителями села Знаменское. В 1926 году на месте расстрела служащими маяка был установлен обелиск. В честь событий 1919 года маяк и мыс получили новое название «Красный партизан». Маячники до сих пор сохраняют могилу павших коллег.

После Гражданской войны маяк Николаевский перешёл в ведение Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока (УбекоДальВост), а с 1935 года – Гидрографической службы Тихоокеанского флота и обеспечивает мореплавание на подходе к заливу Советская Гавань до сих пор.

Вот такой интересный памятник есть в Хабаровском крае. Кстати, в 1908 году Николаевский маяк посетил русский писатель и путешественник В. К. Арсеньев. В своей повести «В горах Сихотэ-Алиня» (1937) он посвятил маяку и его смотрителю главу под названием «Смотритель маяка».

И.А. Евграфьева,
ведущий библиотекарь НРБ

 

 

 

Добавить комментарий
Внимание: все комментарии перед публикацией на сайте проходят предварительную модерацию.