Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas, 13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».
День мецената и благотворителя не является государственным праздником в России, а существует исключительно благодаря общественной инициативе. Возникнув в Петербурге, сегодня он объединяет участников социального партнерства по всей России. И уже традиционно в нём принимают участие почётные граждане российских городов, руководители учреждений культуры и образования, представители власти, бизнеса и общественности. Среди наиболее распространенных мероприятий Дня — различные акции дарения, презентации социальных и благотворительных проектов, чествование дарителей.
Благотворительность – это оказание помощи нуждающимся из сострадания. Очень широкое понятие, где меценатство – её специфический вид.
Меценатство – это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству, образованию, культуре без какой-либо выгоды для мецената.
История России знает многих меценатов, чьи имена не известны широким массам. Но я расскажу о самых известных меценатах России, чей вклад в искусство имел серьезное значение.
Савва Мамонтов (1841-1918) - русский меценат и предприниматель, владелец нескольких имений, железных дорог и заводов. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием. Он создал первую в России частную оперу и мамонтовский кружок, который посещали молодые талантливые люди. Он помог замечательному певцу-самородку Ф.И. Шаляпину во многом, когда тот только начинал свою карьеру молодым. Савва Мамонтов – это, к сожалению, пример человека, который сделав для России очень многое, кончил жизнь не очень хорошо. Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог погасить. В связи с этим его посадили на несколько месяцев в тюрьму, а тем временем все имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей. Умерев в скромной квартире, он, казалось бы, навсегда был вычеркнут из жизни любимой им России. Но к концу 20 века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят все искусствоведы.
Имя купца Саввы Тимофеевича Морозова (1862–1905) также вошло в историю российского меценатства. На здание Московского Художественного Театра с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.
Он открыто сочувствовал революционерам: дружил с Максимом Горьким, прятал в своем дворце на Спиридоновке Николая Баумана, помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где (с его ведома) служил инженером будущий нарком Леонид Красин.
Именно Савва Морозов впервые ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Рабочие его фабрик боготворили своего работодателя.
Следуя семейным традициям, Савва никогда не жалел денег на благотворительность. Друзьями Морозова были Станиславский и Немирович-Данченко. В 1898 году именно Морозов стоял у истоков создания МХАТа, который и выжил только благодаря денежным вливаниям предпринимателя, и до настоящего времени представляет собой гордость русской культуры.
Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «…внесённый Вами труд мне представляется ПОДВИГОМ, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».
Гаврила Солодовников (1826-1901) был одним из самых богатых московских купцов. Являясь мультимиллионером, он отдал на благотворительность около 20 млн. рублей, что было просто баснословной суммой.
На деньги Солодовникова был построен театр на Большой Дмитровке (впоследствии Московский театр оперетты), лечебница и комплекс домов с дешевыми квартирами.
В известных литературных произведениях часто отмечали скупость, жестокость и безграмотность русских купцов. Гаврила Гаврилович Солодовников вполне соответствовал общественному мифу: экономил на мелочах, ради личных амбиций поступал, как ему заблагорассудится, мог обмануть ближайших партнеров. Странноватый купец, ставший героем исторических анекдотов, не раз удивлял современников — как при жизни, так и после смерти. Он щедро жертвовал на образование и культуру. Средства мецената принимали, но самого недолюбливали.
После прихода к власти большевиков Петр Гаврилович эмигрировал в Париж, но деньги, похоже, не вывез, и солодовниковские миллионы оказались на счетах СССР. Так окончилась история этого купеческого рода.
Среди московских меценатов имя Павла Михайловича Третьякова (1832-1898), на особом месте: именно ему мы обязаны уникальной коллекцией живописи, хранящейся в знаменитой Третьяковской галерее в Москве. Купеческая семья Третьяковых особым богатством похвастаться не могла, но на приобретение картин Павел Михайлович денег не жалел. За 42 года он потратил на них внушительную по тем временам сумму — свыше миллиона рублей. Он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. К сожалению, куда менее известен нашим современникам брат Павла — Сергей Михайлович. Он собирал западноевропейскую живопись, а после смерти в 1892 году все приобретённые им полотна перешли, по завещанию, в распоряжение Павла Михайловича. Они тоже были переданы в дар городу. 15 августа 1893 году в Москве появился новый музей — «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». На тот момент коллекция насчитывала 1362 картины, 593 рисунка и 15 скульптур.
Сергей Иванович Щукин (1854-1936) был известным коллекционером и меценатом. Собрание его картин хранится в Эрмитаже и Государственном музее Пушкина. Династия Щукиных ведет свой род от калужских купцов. Умение торговать, деловая хватка и способность предвидеть будущую выгоду у Сергея Ивановича были в крови.
Согласно официальной биографии Сергея Ивановича Щукина, желание коллекционировать у него появилась в Париже, где он сделал свою первую покупку после приобретения особняка. Распродав хранившееся в доме ценное оружие, Щукин купил картину норвежского художника Таулова. Это было в далеком 1882 году. Таким образом было положено начало коллекции. Все свои покупки собиратель предпочитал делать в Париже. Через восемь лет он с помощью брата Ивана приобрел несколько полотен художников-импрессионистов. За последующие шесть лет его коллекция пополнилась произведениями таких мастеров, как Клод Моне, Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Щукин любил называть себя меценатом, поддерживающим непопулярных на тот момент художников. Впоследствии большинство полотен стали мировыми шедеврами, а их авторами восторгаются до сих пор. Также в этот период были приобретены картины Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна. Он обладал удивительным чутьём на талант. Когда Щукин познакомился в Париже с Пикассо, тот был безвестным нищим художником. Но уже тогда проницательный русский купец говорил: «Это — будущее».
Свою коллекцию Щукин, как и Морозов, собирался завещать Москве, однако ещё раньше её национализировала советская власть. Целиком она вошла в Первый музей новой западной живописи (Вторым музеем стало собрание Морозова), в 1929 году оба были объединены в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года. Сам Сергей Щукин в 1918 году эмигрировал в Германию, оттуда переехал в Ниццу. Умер в Париже в 1936 году.
Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство – это профессионально организованная часть деятельности.
Конечно, современное меценатство совсем не того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке планомерную поддержку. Но все же есть сегодня в России люди неравнодушные, для которых помощь и сострадание – это не просто слова. Есть среди числа богатых людей те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели.
Пока существует искусство, пока люди имеют желание развиваться культурно – есть будущее и у меценатства. Ведь меценаты дают возможность не погибнуть творчеству и интересу к нему.
Полезные ссылки по теме:
https://fb.ru/article/144663/metsenatstvo---eto-izvestnyie-metsenatyi-sovremennyie-metsenatyi
https://grants.culture.ru/maecenas/
https://pravoslavie.fm/russian/russkoe-meczenatstvo-kak-kultura-vladeniya-bogatstvom/
https://russia.tv/brand/show/brand_id/5221
https://www.youtube.com/watch?v=yUiaesNOlLw
https://www.youtube.com/watch?v=B8fKtEdACoE
https://www.youtube.com/watch?v=nO5gzRI1SYU
https://www.youtube.com/watch?v=XGYGBzXI-CM
Кутузова О.А.,
зав. сектором НРБ