20 июня 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения Роберта Рождественского. Его в Советском Союзе знали и любили. Он не обижен был славой. Лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, секретарь Правления Союза писателей, автор многих поэтических книг, изданных в стране и за рубежом. Песни на его стихи звучат и поныне.
Сегодня - такая биография больше настораживает, чем располагает. Но это не про поэта Рождественского. Его поэзия - это дорога, убегающая вниз, к ручью и освещенная солнечным светом. Она открытая, радостная, добрая.
Я родился —
нескладным и длинным —
в одну из душных ночей.
Грибные
июньские ливни
звенели,
как связки ключей.
Приоткрыли
огромный мир они,
зайчиками
прошлись по стене...
Биография Рождественского - это биография целого поколения, родившегося в тридцатые годы. Он родился в 1932 году в семье военнослужащего. Детство его было « бродячим». Во время войны, когда родители находились на фронте, мальчик около двух лет жил в детском доме и учился в военно - музыкальном училище. Двенадцатилетний курсант наравне с взрослыми давал концерты в госпитале.
Родился я в селе Косиха
Дождливым летом.
На Алтае.
А за селом синело поле
и пахло ливнем переспелым...
Нет!
Я родился много позже.
Потом.
В июне.
В сорок первом.
И жесткий голос Левитана
был колыбельною моею.
Меня война в себя впитала.
Я — сын ее.
Я полон ею...
….
Юноша научился сходиться с самыми разными людьми. В 19 лет Роберт поступил в Литературный институт им. Горького. Через четыре года вышла первая книга стихов «Флаги весны», а спустя год вышел второй сборник «Испытание». В последующие годы вышли семь сборников поэта. Книги
хорошо раскупались. Поэзия была в чести. Она вышла на эстраду, на телевидение. Роберт Рождественский стал широко известен. У него был свой голос, свой поэтический мир, свой творческий ориентир. Он оставался верен себе. Всегда: остро современный и не терпящий полутонов.
Большое место в творчестве поэта занимала любовная лирика. Не случайно его сборник так и назывался «Все начинается с любви».
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.
Роберт Рождественский не боялся писать стихи о войне наравне с писателями - фронтовиками. Писал искренно и честно. «Баллада о красках», «Мамаев курган», «Я сегодня до зари встану», «Концерт».
Сорок трудный год. Омский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка: «Господи,
До чего же артисты маленькие! »
Мы поем.. . Только голос летчика
Раздается, а в нем укор:
«Погодите, постойте, хлопчики.. .
Погодите.. . Умер майор… »
Балалайка всплакнула горестно,
Торопливо, будто в бреду.. .
Вот и все о концерте в госпитале
В том далеком военном году.
Песни из телефильма «Семнадцать мгновений весны» запоминались и волновали. Его «Реквием» с посвящением «Памяти наших отцов и братьев», не казался пафосным, хоть потрясал и трогал за душу.
У поэта был дар быть естественным. Была своя разговорная интонация. Он не стремился быть сложным, аллегоричным. Предпочитал полемику, иронию, сатирические реплики. Не боялся простых истин, утверждая в поэзии добро, совесть, любовь, патриотизм.
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила..
Роберт Рождественский не только занимался своим творчеством, но и принимал участие в литературном наследии Осипа Мандельштама, позже — Марины Цветаевой и Владимира Высоцкого. К его заслугам можно отнести реабилитацию Мандельштама, открытие дома-музея Цветаевой, а также издания первого полноценного сборника сочинений Высоцкого «Нерв». Поэт прожил слишком мало - 62 года. Умер от инфаркта в 1994 году. Похоронен в Переделкино.
За датою — дата.
Простой человеческий путь…
Всё больше
«когда-то».
Всё меньше
«когда-нибудь».
Погода внезапна,
но к людям, как прежде, добра.
Всё крохотней
«завтра».
И всё необъятней
«вчера».
Найти бы опору
для этой предзимней поры.
Как долго мы —
в гору.
За что же так быстро —
с горы?!
Остаток терпенья
колотится в левом боку…
Всё реже:
«успею».
И всё невозможней: «смогу».
Ротнер Л.И., главный библиотекарь читального зала