Знаменитому французскому писателю, драматургу и публицисту исполняется 185 лет со дня рождения. В конце 19 - начале 20 века в России Золя приобрел популярность на несколько лет раньше, чем в своей стране. Его читали на французском языке, а затем стали переводить на русский язык.
Для французов Эмиль Золя был тоже самое, что для русских Лев Толстой. Гордость нации, Золя, через свое творчество представил миру французское общество и время, в котором это общество жило. Он написал 20 -томов «Ругон – Маккаров», объединенных членами одной семьи.
В цикл входили такие популярные романы как «Чрево Парижа»; «Западня»; «Нана»; «Дамское счастье»; «Жерминаль». Реализм романов на грани натурализма ошеломлял читателей. Так еще никто не писал. Золя читали на одном дыхании. Это было больше, чем мода.
Кто же такой Эмиль Золя? Он родился в 1840 году. В нем текла кровь славян, греков, итальянцев и французов. В семилетнем возрасте Эмиль лишился отца. Детство было омрачено материальными заботами. Пять лет мальчик провел в недорогом частном пансионе, а затем в других учебных заведениях. От рутины юношу спасали любовь к природе, длинные прогулки с друзьями, чтение взахлеб. Его товарищем был будущий художник Поль Сезанн. Еще на школьной скамье Эмиль написал свои первые произведения, к которым отнесся несерьезно.
Так и не получив степень бакалавра, Золя пишет в письме: «Мне двадцать лет, а я не имею никакой профессии. Я хожу по зыбкому песку, и, кто знает, не погружусь ли я в него совсем?» Он начинает карьеру с мелкого служащего: механический труд, переписка канцелярских бумаг за ничтожное жалованье. Эмиль сравнивает жизнь с шаром, который не всегда катится туда, куда направила его рука.
Будущий гений французской литературы обедал, где придется и чаще посещал ссудные касса, чем рестораны. Макая хлеб в прованское масло, он изрекал: «Тот, у кого есть масло, не умрет с голоду».
Живя в меблированных комнатах с тонкими перегородками, молодой человек наблюдал за разорившимися буржуа, бедными студентами, девицами легкого поведения. Звон разбитой посуды, драки, звуки поцелуев - все станет материалом для романов.
Первый роман Золя напишет на чердаке, углы которого были темны; голые, длинные стены делали помещение похожим на гроб, к этому добавлялись убогая мебель и такое же окно. Его преследовала нужда, но он был молод, свободен и беззаботен.
Вся биография писателя прослеживается в его произведениях, нужно только внимательно читать роман за романом.
В 32 года Золя знакомится с русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, который приятно удивил безупречным знанием французского языка, приятными манерами и готовностью знакомить русского читателя с произведениями автора.
С годами Эмиль приобретает гурманские замашки. Стол должен ломится от деликатесов – это единственное, что может отвлечь его от работы. И еще приятное общество с Флобером, Тургеневым, Альфонсом Доде, Эдмоном Гонкуром. Эти обеды обогащали всех участников, оттачивали мысль и наводили на новые сюжеты.
Золя умел планировать свой день и составил программу действий на десятилетие. «Работа отняла у меня жизнь. Мало – помалу она похитила у меня мать, жену, все, все, что я люблю. Этот микроб, занесенный в череп, пожирает мозг, завладевает всем телом…»
У писателя была и личная жизнь, в которую он никого не пускал. Дневников не вел, письма уничтожал, а друзья были сдержаны и скупы на подробности. Можно было обратиться к его произведениям. Но как разберешь, где правда, а где вымысел. Поборник справедливости, Золя часто вмешивался в политические события и шумные разбирательства, за что неоднократно привлекался к суду и наживал себе врагов.
Наступил 20 век. Имя Золя приобрело мировую известность. В нем стали видеть не только писателя, но и мыслителя. Он получает письма со всего мира, в том числе и из России.
Мастер не чувствует старости. Ему 62 года. Кажется, многое еще предстоит сделать. Но 29 сентября 1902 года Золя умирает от удушья: неисправный дымоход задержал угарный газ. Прах великого французского писателя перенесли в Пантеон, усыпальницу самых знаменитых людей Франции.
В современном мире Эмиля Золя читают мало. Слишком объемные тома, требующие мыслей, чувств, времени. Но книги стоят тех сил, которые на них затратишь.
Л. И. Ротнер
Главный библиотекарь
читального зала