В середине восьмидесятых годов читатель зачитывался историческими романами Василия Яна: «Чингисхан»; «Батый»; «К последнему морю»; «Огни на курганах». Помимо этих самых любимых и часто спрашиваемых книг Василий Ян написал еще более семидесяти произведений.
Василий Григорьевич Янчевецкий, а это его настоящая фамилия, родился в 1875 году и начинал карьеру как журналист и путешественник. Он получил прекрасное образование. Окончил историко – филологический факультет Петербургского университета. В доме была обширная библиотека, многие книги по востоковедению были прочитаны, особенно «История Монголии». Но самыми любимыми книгами Василия стали «Остров сокровищ» и «Одиссея». Не случайно путешествия в его жизни занимали большое место.
Он хотел изучить русские земли: Поволжье, Урал, Сибирь, Владивосток. Отец испугался, что сын станет бродягой. На что Василий ответил: «Хотя я изучил четыре языка и множество наук, а простой русской речи и народной жизни не знаю. Не бойтесь за меня! Я смело нырну в людское море и сумею вынырнуть на другом его берегу!..»
Все это не прошло даром. Впечатления превращались в газетные публикации и очерки. Затем удалось поработать корреспондентом в Англии. Он был знаком с Конан – Дойлем, слушал выступления Черчилля и Киплинга.
Дальше Василий, как журналист, совершил ряд экспедиций в Иран, Афганистан. В некоторых местах он столкнулся со средневековыми порядками и даже матриархатом.
Побывал Янчевецкий и в Хабаровске во время русско – японской войны. Он прекрасно справлялся со своими обязанностями корреспондента, был на линии фронта. Чиновником отдельных поручений разъезжал по Туркестану.
Вернувшись в Петербург, преподавал латинский язык в гимназии и выпускал еженедельник «Ученик». Там он издал свой первый роман «Афганский изумруд».
Его часто использовали как специального корреспондента по сложным международным вопросам.
Не приняв революцию, Василий Янчевецкий был редактором фронтовой газеты у Колчака во время Гражданской войны. После поражения Колчака он взял сторону народа, который стоял за Советы. Его пьеса о Колчаке «Орлы на погонах» не сохранилась.
После установления советской власти в стране перепробовал службу в учреждениях, писал пьесы для любительских театров, читал лекции, был арестован по доносу белого офицера и счастливо спасен. Работал сторожем на мельнице, был техническим редактором. Перепробовал все жанры литературы: от стихов до фельетонов. Печатал статьи на экономические темы. Увлекался живописью. Создал картины ««Каракумы зимой» и «Вид на Самарканд». Боролся за раскрепощение женщин Востока.
И только с 1928 года Василий Григорьевич занялся исторической беллетристикой, сократив фамилию до Яна. Первыми критиками писателя стали сын и его одноклассники. «Финикийский корабль», «Огни на кургане» - трудно пробивались к печати. Гонорары были скромными. Одолевало безденежье и приступы астмы. В Союз советских писателей Яна приняли только в 1941 году.
В1938 году, благодаря профессору Минцу, была напечатана рукопись «Чингиз -хан» и заключен договор на книгу «Батый». В 1941 году Василию Яну была присуждена Сталинская премия, которую он потратил на нужды войны, а также на близких ему людей.
Во время Великой Отечественной войны Ян, а ему было 66 лет, эвакуировался в Ташкент, где прожил три года. Он постоянно трудился, хотя не все его произведения были хорошо приняты. После войны он обосновался в Москве. Любимым рабочим место писателя была Ленинская библиотека.
Жизнь писателя была похожа не только на авантюрный роман, но и наполнена болью и страданиями. Репрессировали его брата и сына. Умирали жены, критика часто не принимала его творчества.
Свою последнюю книгу Василий Ян так и не увидел изданной. Он умер в 1954 году. Сегодня книги писателя выходят огромными тиражами, переиздаются и переводятся на многие языки.
Л. И. Ротнер
Главный библиотекарь НРБ