Дети Великой войны. Им пришлось сполна хлебнуть горя. Голод и смерть стали привычными. Как и взрослые, маленькие граждане нашей страны ждали Победу, мечтали о ней. И на всю жизнь сохранили воспоминания о том великом дне.
"Радостную весть об окончании войны принёс почтальон. Это было весной. Как раз была посевная. Сеяли зерно на коровах и быках. Почтальон приехал прямо на поле на лошади с радостной новостью. От этой новости все пришли в возбуждение – кто прыгал от радости, кто плясал, обнимались, кричали. При этом все плакали, кто-от счастья, кто – от горя из-за погибших."
Ворончихина Л. И.
Наконец пришёл май 45ого. На первомайские праздники по городу пощел трамвай. Стекла стояли без резинок и отчаянно дребезжали, но никто на это не обращал внимания, это был наш трамвай! И 1 мая нас всех возили бесплатно! Восьмого мая мы с мамой возвращались с нашего земельного участка. Навстречу нам проехал какой – то офицер, крикнувший нам на ходу: «Войне конец! Слушайте ночью радио!». И в 2 часа ночи по радио сообщили о капитуляции Германии. Все высыпали на улицу. Солдаты стреляли в воздух, пускали ракеты. Женщины целовали их, дарили цветы. 9 мая- теплынь, синее синее небо, а сердце полно ожиданий. А потом, летом 1945 года, пошли эшелоны с демобилизованными. Школьники бегали встречать их, бросали в двери теплушек цветы, которые рвали в степи за городом.
Волкова В.
"В наказание меня перевели в горячий цех. Я должна была отмывать котлы, в которых за ночь жидкий раствор застывал и превращался в металл. Жестокость офицера этого цеха не знала границ. Он хватал за волосы, и провозил лицом по внутренней стороне котла, если вымыто чисто — лицо не царапалось, но поскольку полностью отмыть было невозможно, пройти эту проверку почти никому не удавалось. Мало людей возвращалось оттуда живыми. В то утро я поняла, что смогу сохранить себе жизнь, если избегу проверки. Я опустила кисть в кипящий котел. По сей день вспоминание об этом вызывает жуткую боль. На следующий день отекла вся рука и начался воспалительный процесс. Целый месяц я не ходила на работу (в это время присматривала за маленькими детьми в бараке). Потом принесли какую-то мазь, рана начала затягиваться. Я поняла, что обратно возврата нет. Утро, когда я вернусь в цех, будет последним в моей жизни. Днем, когда все уходили на работу, я посыпала рану солью. От боли кричала. Хотела повеситься, останавливали только мысли о маме. 29 апреля нас построили и погнали из лагеря в неизвестном направ-лении. Шли долго. А 8 мая 1945 года мы узнали, что нас освободили советские солдаты. Всех отправили пешком в лагерь города Эрфурта, где прошли проверку НКВД и были отправлены по месту жительства. В августе 1945 года я вернулась домой в Севастополь."
Алехина Т. П., Концентрационный лагерь в Альтенбурге.
"В начале ноября 1942 года нас, человек двадцать пять из деревни, отобрали для отправки в Германию. Город был небольшой — Радеформвальд, лагерь «Курби-Нигелог». В лагере находилось человек сорок украинцев, белоруссов….Освободили нас американцы. Перед этим, не знаю точно, но половину лагеря, и нас в том числе, погнали, куда не знаю, наверное, на уничтожение. Мы прошли километров десять и нас вернули обратно в лагерь. Мы решили, что идем на смерть. С неделю продолжались бомбёжка, обстрелы. У нас в лагере было трое раненых. Один немец из эвакуированных жил в нашей столовой, он погиб. Это было 13 апреля 1945 года. Так что наш День Победы — 13 апреля 1945 года. Мы пробыли еще четыре месяца в сборном лагере. Два месяца — у американцев, а потом нас поделили, и мы перешли в английскую зону. Месяц мы были в нашей зоне, нас там опрашивали, а потом отправили в Россию, месяц мы ехали и попали домой только в начале октября."
Горькова М.Г.
"День Победы запечатлелся в моей памяти таким. У нас в огороде был посажен картофель. Ботва была уже большой, зеленой. Я была на улице. Вдруг с ревом появился самолет в небе. Я к маме бросилась с криком: «Мамка, немецкий самолет летит!» и упала, запутавшись в картофельной ботве. Мама выбежала ко мне навстречу со слезами на глазах: «Доченька, не бойся, это наш самолет, советский! Сегодня День Победы! Война закончилась!»"
Арефьева В. Н.
"В поселке, где мы жили с мамой у бабушки, мама работала в школе учительницей в начальных классах. Известие по радио о Победе 9 мая 1945 года я хорошо помню. Мне ис-полнилось пять лет и я с мамой была в школе. Все плакали и смеялись, обнимали друг друга и плясали. Потом во дворе школы состоялся митинг и концерт. Меня попросили прочесть стишок. Помню, что читала: «Командир седой, высокий с перевязанной рукой, Вдаль он смотрит, словно сокол, свой идет или не свой...» Когда закончила читать длин-ное стихотворение, все громко захлопали, а один демобилизованный раненый сидел и почему-то не хлопал. Я спросила: «А почему Вы не хлопаете?» «Да у меня рука только одна, другая осталась на войне»,— ответил он. «А Вы хлопайте одной рукой по коленке»,— радостно за-кричала я. Все засмеялись и раненый тоже, громко хлопая по коленке и благодаря меня: «Спасибо, дочка, этот стих — твой вклад в Победу! Быть тебе артисткой!»"
Балюк Е. И.
"Нельзя забыть 9 мая 1945 года. Часов в одиннадцать утра вдруг загудели в городе все заводы. Мы уже по звуку различали, какой завод гудит. Дед был на работе. Бабушка всполошилась и побежала узнать, не случилась ли какая беда на заводе. Возвратилась часа через полтора-два со слезами: «Победа, Людушка, победа!..»"
Бессолова Л. С.
День Победы. Великий праздник. В далеком 1945 году дети как и взрослые ждали его, считая километры по карте до Берлина и минуты до объявления о капитуляции Германии. Впереди были тяжелые годы восстановления страны. Но в тот День все думали только о ней - о ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.
Воспоминания собраны из разных источников.
Хлупина Е.А,, зав. детской библиотекой