Для учащихся 11 класса школы № 5 был проведен музыкально – поэтический час «Благославляю все, что было» к 140-летию со дня рождения Александра Блока.
Поэт Владислав Ходасевич сказал о поэте Александре Блоке: «Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между!» В начале 20 века современники благоговели перед ним. Он был первый поэт серебряного века.
Юноши и девушки окунулись в атмосферу конца 19 начала 20 века. Поэзия Блока трудна для человека неподготовленного. В его стихах много биографических моментов. Цикл стихов о «Прекрасной Даме» посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, впоследствии ставшей его женой. Она не была Дамой, она была его судьбой. Первые робкие свидания проходили в соборе, вот откуда берутся строки
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Известен афоризм Блока: «Только влюбленный имеет право на звание человека». Блок писал стихи, когда влюблялся. А без любви он не мог ни писать, ни жить.
Для учащихся была представлена презентация жизни и творчества поэта. Одна за другой промелькнули фотографии матери, отца, юного Блока, играющего Гамлета, и его соседки по имению - Любови Менделеевой, играющей Офелию, деда Андрея Бекетова, великого химика Дмитрия Менделеева, адресатов его стихотворений.
Ребята познакомились с историей создания цикла стихов «Снежная маска». Это был период, когда Блок страстно полюбил театр и писал лирическую драму «Балаганчик». Блок увлекся Натальей Волоховой, актрисой, которая играла в его пьесе влюбленную: «Вот явилась. Заслонила всех нарядных, всех подруг». Стихи полились рекой. 30 стихотворений он написал за две недели января 1907 года. Поэт преподнёс актрисе маленькую изящную книжечку с надписью: «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города».
В 1913 году у Блока вышел новый цикл стихов «Кармен». Он был написан от потрясения спектаклем «Кармен» в Петербургском оперном театре. Образ обольстительной неукротимой испанской цыганки не выходил из головы. Весь поэтический цикл "Кармен" Блок создал за две мартовских недели.
Была ты всех ярче, верней и прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни...
На стихи Блока написаны романсы, и они прозвучали очень современно. Кстати стихи, которые читались на фоне современного Петербурга, казались написанными сегодня.
Блок писал не только о любви. Он смело впускал в свою поэзию стихию времени. Для него в начале - это была не стихия, а музыка. И он жадно вслушивался в музыку революции. Поэт остался в России. Хотел служить народу. Отдать ему свой поэтический дар. Не боялся ходить по ночному Петрограду, жадно вглядываясь в лица. Пытался распознать нового человека, рожденного революцией, понять его натуру и душу. Так родилось стихотворение «Скифы» и поэма «Двенадцать».
Было интересно смотреть поэму «Двенадцать» в виде мультипликационного фильма. Где музыка, рисунок и блоковское слово слилось в одно целое.
Поэт жил в голодном и холодном Петрограде, работал в издательстве, иногда принимал участие в митингах и демонстрациях. Его даже арестовали, и он пробыл несколько дней в тюрьме. Так было странно видеть поэта в заточении. Некоторые его узнавали, подходили, вглядывались в лицо и отходили. Блок тяжело заболел и умер 7 августа 1921 года.
Было много версий, отчего умер Блок. Когда – то поэт сказал о Пушкине, что тот умер, потому что ему не хватило воздуха. Возможно, он предчувствовал что – то такое в себе самом. Эпоха Блока закончилась с его смертью…
В начале двадцатого века уже появилась звукозаписывающая техника, и старшеклассники услышали голос Блока. К, сожалению, он далек от настоящего живого голоса, и все же…
Хочется верить, что поэзия Блока, его трагическая жизнь тронула сердца молодежи. И какое–то блоковское стихотворение захочется выучить наизусть.
Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!
Пускай и счастие, и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке
Я не утратил прежний свет.
Л.И. Ротнер,
главный библиотекарь
Николаевской районной библиотеки