30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий. ХХ век стал для нашей страны веком невиданных потрясений: две мировые и гражданская война, разруха, голод, сталинские репрессии, которые унесли десятки миллионов жизней. Правы ли мы будем, забыв о тех, кто был уничтожен или выгнан из родительского дома? В сталинских лагерях находились, в большинстве своём, невинные люди. Оплакать их, разбудить души людей, чтобы такие преступления не повторились – наш долг!
С самого начала репрессий не прекращаются попытки представить их как борьбу с «вредительством», врагами народа. Для того, чтобы обезличивать жертв террора их превращали в отдельные категории: кулаки, буржуи, попы, поляки, шпионы, вредители, контрреволюционные элементы. В действительности же террор носил тотальный характер, его жертвами стали представители всех групп населения: «дело инженеров», «дело врачей», гонения на ученых, кадровые чистки в армии, депортации целых народов. Кроме того, в число репрессированных в годы Сталинского руководства страной относят жертв голода. Причиной его стала коллективизация.
Сталин и ЦК определили единый курс: надавить на крестьян, выжать из них максимум. Если будет экспорт хлеба, тогда будут кредиты для проведения индустриализации. Сегодня ясно, что Сталин желал "показать врагам, что мы стоим крепко», сознательно принеся в жертву часть населения.
Впрочем, голод и недоедание стали практически постоянными спутниками простых граждан СССР во весь период сталинизма. Государство обеспечивало продуктами питания в достаточной мере только четко определенную категорию служащих - номенклатуру. Зачем это было нужно? До сих пор в СМИ и в учебных пособиях можно встретить оправдание политического террора в СССР необходимостью проведения индустриализации в короткие сроки.
В 1930-м году было создано Главное Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (ГУЛАГ) и огромные потоки заключенных были отправлены на ключевые стройки страны. Через них прошли от 15 до 18 млн. человек. Силами заключенных ГУЛАГа велось строительство Беломорско-Балтийского канала, канала имени Москвы. Заключенные строили гидроэлектростанции, возводили металлургические заводы, объекты советской ядерной программы, железные дороги и автострады. Узниками ГУЛАГа были построены десятки советских городов (Комсомольск-на-Амуре, Дудинка, Норильск, Воркута, Новокуйбышевск и многие другие). Существующая в ГУЛАГе норма питания в 2000 калорий была рассчитана на сидящего в тюрьме и не работающего человека. Практически и эта заниженная норма отпускалась только на 65-70%.
“Сталинизм – это не только система репрессий, это еще и моральная деградация общества. Он сделал десятки миллионов рабов – морально сломал людей. Ни один из уничтоженных слоев общества не был враждебен сталинскому режиму. Когда Сталина похоронили у кремлевской стены, на его могиле появился венок с надписью: "Посмертно репрессированному от посмертно реабилитированных".
Уровень одобрения Сталина в настоящее время побил исторический рекорд. Специалисты социологи связывают любовь россиян к Сталину с расколом общества, что приводит к более радикальным оценкам истории. Фигура Сталина начинает восприниматься как символ справедливости. При всем при этом самые молодые участники опросов (18–24 года) безразличны к Сталину. Почти половина из них никогда не слышали о политических репрессиях в период сталинского правления.
В Николаевской районной библиотеке есть книги, рассказывающие о сталинских репрессиях.
Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. – в 2-х книгах. –М.: Изд-во АПН, 1989Г.
Д.А. Волклгонов — историк, философ, политолог и политик. Генерал-полковник. Член-корреспондент РАН. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995 — посмертно). Сын "врагов народа" (его отец был расстрелян, а мать умерла в ссылке), Д.А. Волкогонов не опустился до сведения личных счетов, сохранив профессиональную беспристрастность и создал энциклопедически полное исследование феномена Вождя. Этот труд восстанавливает подлинную историю героической и кровавой эпохи во всем ее ужасе и величии, воздавая должное И.В. Сталину и вынося его огромные свершения и чудовищные преступления на суд потомков.
Сванидзе М. "Исторические хроники с Николаем Сванидзе.: в 2-х кн.- М., 2008.
В основе книги — сценарий популярного телесериала «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». Вторая часть охватывает события с 1934-го по 1953 год. В центре каждой главы, повествующей о каком-либо одном годе, — известная для этого времени историческая личность, в том числе и И.В. Сталин.
Сутурин А.С. Дело краевого масштаба. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1991.
Основываясь на архивных документах и воспоминаниях современников журналистрассказывает о судьбах приамурцев, репрессированных в 30-е годы.
Юзефов В. И. «Годы и друзья старого Николаевска»: сборник очерков и новелл о Николаевске.- Хабаровск, 2005г.
Одна из глав книги «Первый гулаговский объект в Николаевске (1933-1934)» рассказывает, что таковым в нашем городе был мелькомбинат. На Дальнем Востоке к этому времени уже был филиал ГУЛАГА Дальлаг. На нижнем Амуре создается Нижнеамурлаг с центром в Комсомольске-на- Амуре.
В Николаевске в 1933 году в считанные дни был выстроен лагерь с вышками, забором из колючей проволоки и десятком землянок и времянок. К середине 1933 года на специальных «тюремных баржах были доставлены первые этапы заключенных. После того как мелькомбинат был построен лагерь сохранили для нужд города: заготовки леса, камня в карьерах, строительства жилых зданий, работы в порту. К этому лагерю стали присоединяться другие ИТЛ в западной и восточной части города. В эти же годы Управление Нижнеамурлага открывает 201 стройку НКВД, которая обслуживается специально созданным исправительно-трудовым лагерем. Перечень их работ: улучшение условий нижнего течения Амура, обеспечение судовых глубин на восточном и сахалинском фарватерах, строительство судоремонтного завода, порта, дока, жилого поселка, обслуживание кирпичного и лесозаводов и др. ИТЛ работал и в годы войны. Наибольшее количество ИТЛ в городе создавалось в 1950-1953 годы, когда были открыты стройки №506-507 (строительство железной дороги Комсомольск – Мыс Лазарев –Остров Сахалин и №6 МПС (строительство железнодорожного тоннеля под проливом Невельского). И только после смерти Сталина количество исправительно-трудовых лагерей в Николаевске на Амуре стало снижаться, а через несколько лет исчезло совсем.
Шелестова Н.А.,
главный библиотекарь
Николаевской районной библиотеки