24 октября Венедикту Ерофееву исполнится 85 лет со дня рождения. Он прожил 52 года, и отмечать его дату мы будем без него. Венедикт Ерофеев - автор нашумевшей и всемирно известной книги «Москва - Петушки, которую он назвал «поэмой», так же как Гоголь «Мертвые души».
Книга пошла в народ «самиздатом». Сегодня тираж этой книги достигает 200 тысяч экземпляров. Отношение к ней, как и к автору, двойственное. Кто - то считает Ерофеева маргиналом, его книгу эпатажем, пропагандирующим алкоголь, а кто-то причисляет автора к одному из лучших русских писателей 20 века.
Писать о высоких материях так, чтобы без пафоса, сложно. О низких - покажется очернительством. А совместить высокое с низким, приправляя философскими рассуждениями , остроумными замечаниями и хорошим знанием русской литературы почти невозможно. У Ерофеева получилось.
Книгу с наскока прочесть невозможно, она требует усидчивости и хорошего образования. В свое время Владимир Набоков написал комментарий к «Евгению Онегину», превосходящий роман в стихах в несколько раз. Эдуард Власов снабдил обширным комментарием поэму «Москва - Петушки».
Венедикт Ерофеев - провинциал. Он родился в Мурманской области в 1938 году в многодетной семье. Детство было безрадостным: семья все время претерпевала бедствия. Отца два раза сажали в тюрьму, мать в отчаянии, в 1947 году уехала на заработки в Москву, оставив младших детей в детдоме.
Веня рос очень одаренным юношей. В шесть лет научился читать. Всегда что - то писал для себя, окончил школу с золотой медалью. Поступил в МГУ на филологический факультет, который так и не окончил, как не окончил педагогические институты в Орехово - Зуеве, Коломне и во Владимире. Его ото всюду отчисляли и за неуспеваемость, и за нарушение дисциплины.
Он скитался по стране, десятилетиями жил без прописки, насыщаясь реалиями жизни и ведя при этом свои записные книжки. Хорошо знал поэзию и музыку.
Ерофеев не вписывался в советский общественный строй, шел не в ногу со всеми. Чтобы как - то прокормиться он сменил множество профессий. Был грузчиком продмага, подсобником каменщика, кочегаром, приемщиком винной посуды, монтажником кабельных линий, лаборантом «по борьбе с окрыленным кровососущим гнусом», т.е. подсчитывал, сколько насекомых сядет тебе на руку за определенный период времени.
Все его не романтические профессии были напрямую связаны с употреблением алкоголя. Венедикт, пытался лечиться, но так за 25 лет и не смог сменить подобный образ жизни. Редкий случай, когда употребление алкоголя не помешало творческому процессу. Трезвый Ерофеев был интеллигентным человеком. Его главная книга написана с самого себя, хотя его герой не всегда с ним полностью совпадает.
Пьяный персонаж едет на поезде из Москвы в Петушки – городок на Клязьме в 115 км от Москвы. На каждом железнодорожном перегоне, а это отдельная глава, он принимает алкоголь и философствует, рассуждает о жизни, мире, людях. В этих внутренних монологах много горечи, насмешки, иронии и боли. Герой не хочет участвовать в этой пошлой жизни, не принимает официальной идеологии. Книга столь афористична, что, после прочтения, разошлась на цитаты:
"Человек не должен быть одинок" - таково мое мнение. Человек должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят».
«Потому что с тех пор, как помню себя, я только и делаю, что симулирую душевное здоровье, каждый миг, и на это расходую все (все без остатка) и умственные, и физические, и какие угодно силы»
«Не всякая простота - святая. И не всякая комедия - божественная...»
«Если уж мы прожили 30 лет, надо попробовать прожить еще 30».
Венедикт Ерофеев смог увидеть свою книгу, изданной еще при жизни. По иронии судьбы, она была напечатана в журнале «Трезвость и культура» в 1988 году. Тот, кто когда - то не прочитал ее в самиздате и не знал об авторе ничего, получил возможность познакомиться с культовой книгой.
Евгений Попов, русский писатель, сказал о нем свое слово:
«Да, он действительно прожил свою земную жизнь, как простой человек: пил, бродяжничал, дважды женился, стал отцом и дедом, записные книжки его были обнаружены под хромой ногой деревенского столика, где они исполняли роль подставки, отдельными его листами были запечатаны банки с вареньем. И то - мало ли чудаков на Руси, и все что - то пишут, о чем - то горячо говорят, а дела не делают, денег в семью не зарабатывают.
Его делом было слово, и отблеск тех горних сияющих вершин, где оказался, наконец, Мастер из столь не любимого им сочинения Булгакова, лежит и на мастере Венедикте».
Ротнер Л.И.,
главный библиотекарь читального зала