24 марта 2022 года исполнится 240 лет со дня рождения Ореста Адамовича Кипренского, замечательного русского художника 19 века. Это он написал лучший портрет Пушкина и серию портретов современников поэта. Николаевская районная библиотека предлагает ознакомиться с альбомом репродукций художника, а так же литературой о нем: Бочаров И., Глушакова Ю. «Кипренский»; Кислякова И. «Орест Кипренский. Эпоха и герои»; Михайлова К. В. «О.А. Кипренский»; Чижикова Е.Н. «Кипренский».
Его мать была крепостной крестьянкой. Отец - помещиком, который выдал замуж крепостную за дворового человека. В этой семье мальчик провел свои детские годы. В возрасте шести лет его отдали в воспитательное училище Академии художеств. Он получил фамилию Кипренский. Жизнь незаконнорожденного, да еще из низов, была нелегкой. Юноша был одарен и обещал стать хорошим художником. Орест Кипренский учился в классе исторической живописи, но его привлекали портреты. Он нашел свою оригинальную манеру и сумел обеспечить себя заказами.
Почувствовав себя зрелым мастером, художник написал ряд автопортретов, послуживших своеобразным дневником души писателя. В течение всей жизни писал себя не пользуясь зеркалом, в минуты душевных потрясений, выражая свой дух, а не облик.
Художник много читал, увлекался философией и религией и всем, что его окружало. Многие помнят знаменитый портрет Давыдова, удалого и красивого офицера. Все связывают его с образом легендарного героя партизана - Дениса Давыдова. На самом деле - это портрет его двоюродного брата. Кипренский писал портреты поэтов Батюшкова и Жуковского.
Получив долгожданный пенсион, мастер живописи отправился в Италию. В Риме он изучает школу итальянских мастеров и приглядывается к современной живописи. Этот город художников признал Кипренского своим. Одной из удачных его работ была картина «Плачущий ангел, прижимающий к груди гвозди от распятого Христа». Она не сохранилась до нашего времени.
Орест Кипренский прервал затянувшуюся жизнь в Италии и прибыл в Париж. Он принял участие в художественной выставке в Салоне, но никто не обратил внимания на русского живописца. Чувство обиды долго мучило. Мастер дал нелестную характеристику столице: «В Париже весело жить, там совсем не разумеют изящных художеств, а только любят девок, поваров и театры, да еще ничем не занимаются, кроме туалетов». Тем не менее, художник продлил свое пребывание в Париже. Он читает газеты, ходит в театр и к нему возвращаются оптимистические настроения. Кипренский пишет «Портрет Е. С. Авдулиной», произведение, которое согрето воздухом Парижа. Портрет хранится в Государственном Русском музее.
Случай свел художника с богатым русский путешественником, который взял его на встречу с самим Гете в Мариенбад. Портрет Гете стал довольно известен, им любовались знатоки в Париже и Петербурге.
Вернувшись в Россию, Кипренский был недоволен приемом, который ему оказали. Многие дружеские связи были прерваны, царский двор не захотел его признать. Он конфликтовал с Академией художеств. Начиналась новая эпоха. Все его итальянские работы не удовлетворили ни публику, ни критику.
Живописец не опустил руки, продолжал работать. Постепенно появились заказы. «Портрет Д. Н. Шереметева» восстановил репутацию художника. В доме Шереметева Кипренский пишет «Портрет А.С. Пушкина», заказанный другом поэта Антоном Дельвигом. Пушкин позировать не любил, но живописца знал. Тот написал много портретов из окружения Александра Сергеевича.
На портрет Пушкин отреагировал стихами: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кипренский, написав портрет, сказал Дельвигу: «Я исполнил ваше желание и изобразил гения».
Через некоторое время художник уехал в Италию и остался там навсегда. Он женился на юной Мариучче, дочери своей натурщицы. Последние годы были омрачены лишениями и болезнями.
Талант постепенно угасал. Живописец мечтал вернуться на родину. Осенью 1836 года художника не стало. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти. Живописец умер в собственном доме на холме Пинчио. Кипренский верил, что будущее принадлежит ему. «С презрением, не замечая зависти, твердою ногою, я всегда шел вперед, зная, что время рано или поздно - всегда откроет истину».
Ротнер Л.И.,
Главный библиотекарь читального зала